Построено с Теплантом

Построено с Теплантом

Ледовая арена «Шайба»

Сергей Ерыпалов
Директор по капитальному строительству и инвестициям УГМК Сергей Ерыпалов о том, почему в «Шайбе» нет ни одной ступеньки, как целый стадион превратили в интерактивный экран, и каково это — строить арену специально для телевизионных трансляций

Ледовая арена «Шайба» — это второй по величине хоккейный стадион в сочинском Олимпийском парке. Уральская горно-металлургическая компания построила его в Имеретинской низменности за три года. Зимой 2014 года в «Шайбе» прошли десятки матчей Олимпийских и Паралимпийских игр, а сейчас здесь работает «Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр». «Шайба» — это не просто здание или сооружение, нам удалось совместить российскую и западную традицию строительства спортивных объектов: отечественные «дворцы» и зарубежные «арены». В итоге в Сочи мы получили стильный с архитектурной точки зрения объект, заточенный под проведение спортивных игр.

Строительство арены от 7 тысяч посадочных мест – это априори уникальный проект, здесь нет и не может быть типовых решений, у каждого такого объекта не только свой автор, но и имя, как у человека. В «Шайбе» 5 полноценных пунктов питания, 12 буфетов, 10 раздевалок, каждая из которых это отдельный комплекс с тренажерами, душевыми, массажными комнатами. Ледовая арена — это еще и прачечные, пошивочные, ремонтные мастерские, места для судей, тренеров, лаборатория для допинг-контроля, медицинский центр. Более того, мы сделали даже стоматологический кабинет, предназначенный для оказания первой медицинской помощи спортсменам в случае травмы. Проведению соревнований была подчинена вся логика проектирования, строительства и оснащения этого объекта.

Перфорация металлических листов позволила разместить светодиоды, с помощью которых здание стало уже «движущейся» моделью

Отдельных слов заслуживает бесперебойная система электропитания. На этапе строительства мы моделировали ситуацию, когда по каким-то причинам объект отключается от внешнего источника электроэнергии прямо во время игры, наша задача – сделать так, чтобы зрители ничего не заметили, а матч был доигран. Решением стали аккумулятор, который питает всю арену в течение нескольких минут, а также дизель-генераторы, которые за эти самые несколько минут запускаются в автоматическом режиме и дают нужное напряжение, представьте только себе их размеры, если арена потребляет порядка 4 МВт. Слава богу, что во время соревнований таких ЧП с электроснабжением не возникло, но мы к ним были готовы.

Вопрос по выбору архитектурной концепции начинал прорабатываться почти 5 лет назад на совещаниях в Олимпстрое. Предложенный нами вариант, символизирующий стремительное движение, был разработан совместно с итальянским архитектором Вальтером Пихлером, именно он автор и концепции, и конструктивного подхода, который реализовали уже наши российские архитекторы. Здесь главным было соблюсти правильный баланс общих и полезных площадей. Когда это сделано и понимание пространства есть, все остальное уже творчество с его деталями и нюансами. К такому «творческому» решению можно смело отнести фасад здания. К простому серому зданию с окнами навешан на отдельных конструкциях декоративный фасад, сделанный из перфорированного металлического листа. Такой материал пропускает от 30 до 70 процентов света, создает защитную тепловую среду и позволяет интенсивно вентилировать стены здания. И, немаловажный момент, перфорация металлических листов позволила разместить светодиоды, с помощью которых здание стало уже «движущейся» моделью. Такое конструкторское решение получилось очень эффектным и относительно недорогим.

Основой проектирования этого здания стала концепция открытой среды для людей с ограниченными возможностями. В частности, была предусмотрена возможность свободного передвижения как на подъездах к зданию, так и внутри него — это пандусы, специальные лифты, оборудованные санузлы, подъезды к буфетам, это полное отсутствие ступенек и порогов. Порядка 400 мест было предусмотрено для зрителей на инвалидных колясках и сопровождающих их лиц. Эти элементы кажутся мелочами, но именно они сформировали доступную среду. Отдельная тема касается следж-хоккеистов. Понимая, что люди приезжают на коляске, а на лед выходят на салазках, мы построили более широкие проходы. Напольное покрытие от раздевалки до игровой площадки было сделано из специального пластика, который используется в летних катках. Была предусмотрена возможность замены бортов, которые ограждают скамейки запасных, на конструкции, сделанные из оргстекла, чтобы спортсмены могли свободно наблюдать за ходом игры. Нужно отметить, что неоценимую помощь в реализации концепции открытой среды нам оказали не только представители Паралимпийского комитета, но и сами спортсмены-колясочники, выступившие консультантами.

Владимир Родионов
начальник Бюро технических решений
и сервиса АО «Теплант»

Мы подключились к этому объекту на этапе проектирования. Поначалу было непонятно, можно ли вообще построить такое здание из сэндвич-панелей. Главная сложность заключалась в том, как сделать круглый фасад без дополнительных соединительных элементов. Решение нашлось. Сэндвич-панели смонтированы на этом объекте вертикально. А фирменный теплантовский замок помог решить сразу несколько задач. Во-первых, длина замка допускала его частичное раскрытие при монтаже, что позволило получить необходимую форму здания. Его сложность (много сгибов) даже при частичном раскрытии позволила сохранить герметичность. Просчитанная форма обеспечивала легкий монтаж и демонтаж. Первоначально предполагалось, что проект будет мобильным, то есть здание должно легко разбираться и снова монтироваться.

Отдельно стоит упомянуть о системе навигации в здании. Было разработано два специальных проекта. Первый предусматривал цветовое решение каждого из трех этажей: доминантой в которых были синий, зеленый и оранжевый. Благодаря этому мы добивались того, что гости не терялись в огромном пространстве, имели четкую «привязку к местности». Во-вторых, был разработан целый навигационный проект, как в аэропорту, со стрелками, символами, всего было порядка 400 указателей. Помимо своего прямого назначения — показывать путь — эти элементы стали достаточно интересным интерьерным решением.

Современные спортивные соревнования, особенно международного уровня, все больше становятся шоу, со свето-, аудио-, видео-эффектами. Главные действующие лица на арене — это, конечно, спортсмены, наша же задача заключалась в создании комфортной атмосферы как для них, так и для гостей и телезрителей. Мы помогли почувствовать всю прелесть игры. Например, в связи с новыми требованиями к трансляции количество света на площадке должно было быть более 1600 lx на квадратный метр, это мы обеспечили одними приборами. Его мерцание нам позволило сгладить уже другое оборудование, в итоге тактовая частота ламп была незаметна при сверхзамедленной съемке. Пришлось также решать вопросы со светом, связанные с конструктивными особенностями самой игровой площадки. Так, ограждающие конструкции, основная функция которых обезопасить игроков и зрителей, сделаны из оргстекла, которое преломляет свет, особенно у борта, в итоге лицо человека который разговаривает с арбитром может переливаться всеми цветами радуги. Чтобы этого избежать, мы установили дополнительно 60 осветительных приборов. Что касается звука, то даже на последних рядах был отчетливо слышен щелчок хоккеиста по шайбе, что говорит о совершенно правильной установке микрофонов и качественной аудио-аппаратуре.

Вернуться к списку статей
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
8 часов потребовалось, чтобы установить крышу
Адлерский вокзал. Волна из стекла и бетона
Алексей Даниленко
главный архитектор Адлерского вокзала